Важность Греции как сильного международного центра перевозок и транзита была продемонстрирована г-ном Яннисом Пьерросом, партнером отдела аудиторских услуг EY в Греции и главой автомобильного и транспортного сектора EY в Греции и EY в Центральной, Восточной, Юго-Восточной Европе и Центральной Азии (CESA), во время его презентации в рамках 7-го Форума для аналитиков и инвесторов Capital Link Shipping, организованного Capital Link 21 и 22 октября 2020 года.
Судоходство сегодня – далеко не второй – наиболее экстравертный сектор греческой экономики, являющийся источником дохода, богатства и престижа Греции. Что наиболее важно, это сравнительное преимущество, которое ставит страну в число наиболее важных центров судоходства в мире.
Поскольку ожидается, что в ближайшие годы конкуренция между крупными центрами судоходства усилится, и, несмотря на тенденцию к околошорингу из-за COVID-19, г-н Пьеррос подсчитал, что весьма вероятно, что в ближайшие двадцать лет мы увидим рост новых крупных судоходных узлов, которые могут угрожать традиционным мировым центрам судоходства, включая Пирей.
По словам спикера, есть четыре основных фактора, которые способствуют привлекательности города или региона как глобального транспортного узла:
- наличие значительных местных судовладельцев или менеджеров судоходных компаний,
- сильные финансовые, юридические и другие специализированные бизнес-услуги,
- наличие развитой инфраструктуры портов и цепочки поставок, а также
- традиция морских технологий, связанная с инновациями, исследованиями и разработками, обучением и доступностью человеческих ресурсов.
Греция, несмотря на свою респектабельную морскую экосистему, насчитывающую более 3500 компаний, не добилась значительного прогресса в трех других секторах. Г-н Пьеррос подчеркнул, что «наличие важной портовой инфраструктуры и логистической инфраструктуры, способной обслуживать растущее количество грузов, прибывающих из Азии в Центральную Европу, наряду с сильным присутствием греческих судов и географическим положением страны, является ключом к тому, чтобы Греция могла улучшить свои показатели и занять место среди сильнейших мировых центров судоходства.
Чтобы максимально использовать потенциал своей сильной судоходной отрасли, Греции необходимо будет развивать и дополнительно укреплять транспортный и логистический секторы, что может иметь многократную выгоду для греческой экономики. Её географическое положение, наряду с более чем 25 портами, которые в настоящее время работают в стране, наиболее развитой сетью автомагистралей в Юго-Восточной Европе и пятью зонами свободной торговли, – это лишь некоторые из элементов, которые дают Греции сравнительное преимущество в качестве регионального и международного транзитного центра.
Показателем потенциала страны является значительный прогресс, достигнутый в отношении степени связи с международными транспортными сетями. Согласно LSCI (Индекс доступности линейных перевозок), Греция с 69-го места в 2011 году всего за восемь лет сумела улучшить свои показатели и заняла 20-е место в мире на 2019 год, опередив страны-конкуренты в регионе.
В частности, Пирей сегодня является самым важным портом в Средиземном море и четвертым по величине портом в Европе, где зарегистрировано почти 5,6 миллиона 20-футовых единиц (TEU) и более 16,5 миллионов пассажиров, в 2019 году. Кроме того, спикер отметил, что «Салоники потенциально могут стать второй успешной историей после Пирея, как наиболее важного порта для развития экспортной деятельности страны, если будет завершено запланированное увеличение его пропускной способности и улучшение его взаимосвязей».
Согласно опросу, проведенному EY в 2019 году, с участием руководителей предприятий, которые широко используют порты, инфраструктуру и логистические услуги Греции, более 40% участников оценили порт Пирей как отличный с точки зрения качества инфраструктуры и предлагаемых услуг, их доступности / мощности, а также эффективности сотрудничества. Напротив, в случае порта Салоники результаты показали, что, несмотря на прогресс, достигнутый в последние годы, есть еще много возможностей для улучшения, при этом большинство участников оценивают качество инфраструктуры и её функций как низкое или – в лучшем случае – просто достаточное.
При этом участники отметили, что в целом инфраструктура и функции логистики и перевозок в Греции улучшился за последние три года, при этом наиболее быстрыми темпами росли порты, а железнодорожная сеть и таможня остаются на прежнем уровне или с небольшим ухудшением.
В заключение г-н Пьеррос сказал, что, хотя очевидно, что Греция прошла долгий путь за последние годы, чтобы укрепить свои позиции в качестве глобального центра судоходства и транзита, есть еще много возможностей для улучшения. «Достижение передового опыта в секторе логистики улучшит положение страны в мировой торговле, что, в свою очередь, может подтянуть другие показатели, необходимые для дальнейшего развития Греции как сильного глобального центра морских перевозок», – заключил он.