Процедура оформления сделки обычно занимает от 2 до 6 недель (в зависимости от степени готовности документов продавца).
Общие требования греческого законодательства:
- контракт купли-продажи греческой недвижимости должен быть удостоверен нотариусом;
- перед совершением сделки покупатель должен получить налоговый регистрационный номер в местных налоговых органах;
- перед совершением сделки покупатель должен оплатить налог на передачу недвижимости и представить нотариусу подтверждение оплаты;
- для совершения сделки стороны должны представить все необходимые документы нотариусу и заключить контракт в его присутствии;
- контракт составляется нотариусом только на греческом языке и должен быть устно переведен слово в слово при его заключении;
- заключение контракта у нотариуса может быть совершено сторонами самостоятельно или представителями по доверенностям, выпущенным и оформленным в соответствии с общеевропейскими правилами;
- процедура завершается регистрацией нового титула недвижимости в государственном реестре залогового кредитования или в государственном кадастровом реестре.
Единовременные расходы
- адвокат: от 1% + НДС
- нотариус: 0,8% + НДС
- регистрационный сбор: 0,475% + НДС
- налог на продажу недвижимости: 3,09%
- риэлторские услуги: до 1 000 000 евро – 3%, свыше 1 000 000 евро – 2%
1. ВЫБОР ОБЪЕКТА И ЕГО КОМПЛЕКСНАЯ ПРОВЕРКА
Участие адвоката
Адвокат совместно с нотариусом готовит и согласует контракт купли-продажи, оказывает услуги в отношении обязательного присутствия при подписании контракта, а также может консультировать своего доверителя по всем юридическим аспектам сделки.
Услуги по фактическому и юридическому поиску, анализу и иным юридическим аспектам сделки, в зависимости от ее особенности и сложности, согласуются и оплачиваются дополнительно.
Комплексная проверка
Наиболее важным действием адвоката является комплексная проверка в отношении объекта недвижимости.
Проверка юридической чистоты производится путем поиска в земельных и залоговых реестрах на предмет принадлежности титула недвижимости продавцу, а также отсутствия исков, залогов, запретов и иных требований, приводящих к обременениям объекта недвижимости. Проверка должна быть полной и доходить до момента рождения объекта в юридическом смысле, а также тщательной, так как указанные реестры обычно находятся в архаичном бумажном состоянии. Если проверка показала добросовестное владение продавцом объекта в течение срока, по крайней мере, 20 лет, он получает права так называемого “подлинного собственника”.
Проверка “природоохранной чистоты” объекта осуществляется путем запросов в соответствующие органы на предмет отсутствия ограничений или запретов лесного, ландшафтного, археологического, морского и любого иного природоохранного характера.
Проверка “налоговой чистоты” продавца производится путем запросов в налоговые органы на предмет отсутствия налоговых долгов и иных налоговых обязательств.
2. РЕГИСТРАЦИЯ В НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
Для иностранного приобретателя, чтобы быть идентифицированным греческими финансовыми органами, необходимо иметь персональный Налоговый регистрационный номер (ΑΦΜ).
Анкета для получения АФМ(ИНН)
- ФИО
- ФИО матери
- ФИО отца
- Место рождения
- Место жительства
- Род деятельности
- Паспорт: когда выдан и кем
- Копия паспорта
Открытие счета в Греческом банке
Анкета для открытия счета:
- Копия заграничного паспорта
- Копия страниц общегражданского паспорта – с личными данными, регистрацией по месту жительства или любым официальным документом, подтверждающим постоянный адрес проживания (с печатью апостиля и с переводом на английский или греческий)
- Справка с работы или любой официальный документ, подтверждающий постоянный адрес места работы (с печатью апостиля и с переводом на английский или греческий)
- Выписка с ЕГРЮЛ
Присвоение ΑΦΜ сопровождается приобретением ограниченной налоговой ответственности (в основном, в отношении налога на имущество).
Иностранные покупатели должны запрашивать и получать Налоговый регистрационный номер в иностранном отделе местной Налоговой инспекции (DOY Katoikon Exoterikou).
3. УПЛАТА НАЛОГОВ
Обязательства по уплате налогов касаются в основном налога на передачу недвижимости (НПН) – Real Estate Transfer Tax, затраты на который несет покупатель.
4. ПОДГОТОВКА КОНТРАКТА
Документы для сделки продавец, кроме удостоверяющих его документов, должен представить для заключения сделки следующие документы и декларации:
- свидетельство об отсутствии финансовых долгов;
- декларация об отсутствии прибыли от объекта продажи в течение последних 2 лет;
- свидетельство о включении объекта в налоговую декларацию продавца;
- свидетельство оплаты налога на имущество в отношении объекта;
- свидетельство оплаты соответствующих налогов, если продавец наследовал или получил в дар объект;
- свидетельство об отсутствии задолженности за эксплуатацию, обслуживание или любые иные платные услуги жилищных органов по месту расположения объекта продажи;
- разрешение на произведенные планировочные, строительные и любые иные работы в отношении объекта;
- свидетельство земельного или залогового реестра о статусе объекта.
- Формально покупатель, кроме удостоверяющих его документов, должен представить следующие документы:
- свидетельство об отсутствии задолженности по налогам;
- свидетельство о предварительной оплате налога на передачу недвижимости.
Участие нотариуса
Договоры купли-продажи имущества в Греции требуют письменного оформления в определенной форме и нотариального удостоверения. Контракты, заключенные с нарушением этих требований, являются ничтожными без права взыскания убытков.
Функции и обязанности общественного нотариуса очень ограничены в Греции и включают обязанность сообщить и обеспечить понимание сторонами их обязательств и прав, являющихся результатом соответствующей сделки. Это осуществляется практически только через прочтение содержания контракта перед его подписью на языке, понятном сторонам. Обычно стороны принимают нотариуса по рекомендации продавца.
Затраты на нотариальное удостоверение для типичной сделки зависят от соответствующей стоимости имущества, указанной в контракте купли-продажи, и от объема работы по подготовке документов.
Стоимость услуг нотариуса в настоящее время состоит и установлена в размере 1%+НДС от полной его стоимости. При этом 9% от гонорара нотариуса поступают в пользу Фонда юристов и 6% – в пользу Фонда социального обеспечения нотариусов.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СДЕЛКИ
Стороны могут заключить сделку путем подписания контракта в Греции или в греческом консульстве самостоятельно, а также через своих представителей.
Представительство через доверенность.
Каждая из сторон, путем оформления соответствующей, может передать полномочия своему представителю, включая адвоката, представляющего его интересы в Греции. Доверенности имеют свои особенности. Доверенность должна содержать не только точное указание предмета, объекта и субъектов сделки, но также все существенные условия предполагаемого контракта. Если, с точки зрения греческого нотариуса, какой-либо пункт отсутствует или сформулирован недостаточно корректно, такая доверенность может быть отклонена, или могут быть затребованы дополнительные документы. Доверенность, заверенная иностранным нотариусом, может быть признана в Греции, если содержит или удостоверяющую надпись греческого консульства в соответствующей стране, или Апостиль, а также переведена на греческий язык с заверением подписи переводчика.
6. РЕГИСТРАЦИЯ ТИТУЛА
Передача прав на объект недвижимости подлежит государственной регистрации в земельном или залоговом реестре. Если контракт учреждает права и обязанности сторон, то регистрация учреждает соответствующую передачу этих прав и обязанностей. Регистрационный сбор составляет 0,575% от стоимости, указанной в контракте. Затраты на регистрацию несет покупатель.
Если территория, на которой расположен объект, уже переведена из системы реестра залогового кредитования в систему земельного реестра, то существующие владельцы обязаны в определенный срок декларировать титул недвижимого имущества для внесения его в новый земельный реестр. Затраты на декларацию составляют 35 евро за каждое право собственности, указанное в регистрационных документах. Декларация и внесение титула недвижимости в новую систему земельного реестра является гарантией полного завершения сделки и предпосылкой для получения разрешений на проектные, планировочные, строительные и иные работы.